|
28 апреля 2003 г.
Основные тенденции рынка торговой недвижимости
Алексей Могила, директор по маркетингу Департамента коммерческой недвижимости компании «Penny Lane Realty» В этом году рынок ждет серьезное по объемам предложение: уже в начале года вводится все больше торговых помещений (сказываются результаты инвестиций в строительные площадки под коммерческую недвижимость, сделанных в послекризисное время). В настоящее время закладывается много строительных площадок под формат гипермаркетов (от 60 до 110 тыс. кв. м): например, в районе Ленинского проспекта, в Замоскворечье и в районе Садового кольца будут построены крупные торговые центры площадью около 100 тысяч кв. м каждый. При этом не останавливается строительство более мелких торговых центров (площадью 10-15 тыс. кв. метров). В результате, объем новых площадей составит через полтора-два года около 800-900 тыс. кв. м (что примерно втрое больше результатов минувшего 2002 года). Такой переизбыток торговых метров скажется уже к концу 2004 года, а именно — приведет к снижению ставок или к простаиванию части неликвидных площадей, к изменению концепций неудачных объектов в целом. Возможно также, что торговые сети будут занимать большие площади, но не смогут быстро и полностью их освоить. Это, в свою очередь, может сказаться непосредственно и на их бизнесе: либо на недостатке ассортимента продукции, либо привести к потере стандартов обслуживания, либо к пересмотру политики и стратегии работы некоторых сетевиков на рынке в целом. Поэтому отметим, что ожидания инвесторов, вкладывающих сейчас в коммерческую недвижимость, могут оказаться не столь радужными, как сегодня. Нам постоянно приходится признавать, что, к сожалению, не все застройщики обращают внимание на то, что происходит на рынке. Из новых особенностей рынка отметим месторасположение строящихся объектов. Если в 2002 г. вводились торговые центры в районе МКАД, то в ближайшие 2 года начнет активно осваиваться в плане офисной и торговой недвижимости район третьего транспортного кольца. Например, взамен рынков, располагавшихся до 2003 г. на территории спортсооружений, уже начато строительство торгового комплекса в Лужниках, рассматриваются варианты размещения торгового центра на территории паркового комплекса стадиона «Динамо». Вообще, девелоперам и застройщикам торговых центров стоит обратить внимание на ликвидацию рынков (закрыты в последнее время Лужники, ЦСКА, Динамо). В Москве ощущается большая потребность в цивилизованных площадках, рассчитанных на массового потребителя со средним достатком и ниже среднего (типа «Горбушкин двор»). Эта ниша пока не заполнена и является востребованной и перспективной. Так, ТЦ «Москва» в Люблино ощутил усиление потока арендаторов в последнее время в связи с закрытием рынков. Источник: "Ежедневная газета по недвижимости КДО"
|
|